Узанка — верный спутник геологов

Узана - собака, помогающая геологам

Это случилось около 35 лет назад — начало 80-х годов прошлого века, когда мы повстречали собаку, навсегда оставившую след в наших сердцах…

Я работаю в геологии, и в те далекие времена несколько лет подряд ездил в составе экспедиции в Узбекистан. Если быть точным, то в Сариасийский район на Южные склоны Гиссарского хребта, на границу с Таджикистаном.

Красота горной природы: Сариасийский район, Южные склоны Гиссарского хребта
Красота природы Узбекистана: Сариасийский район, Южные склоны Гиссарского хребта

Щенок под колесами!

Конец июня. Ехали мы ночью вдвоем с напарником на Газ-66. Отъехали уже от кишлака километра 3, как неожиданно в свет фар попадает небольшой щеночек с обрывком веревки на шее. Веревка порвана, перетерта — непонятно. Щенок мог сам ее перегрызть, освободиться и потеряться, так как по виду на умирающего от истощения животного похож не был. Разбираться, что с ним произошло ранее мы не стали.

В Средней Азии почти все мусульмане собак очень не любят. У них даже самое страшное ругательство — обозвать «собакой». Обращаются с четвероногими жестоко и даже боятся их. Выращивают некоторых животных для охраны и воспитывают их очень жестко.

Мы по тормозам, чтобы не задавить малыша. Выскочили, сразу полезли под машину, чтобы убедиться, что звереныш жив и невредим. Сидит под машиной рыженький, такой красивый щенок, как в последствии оказалось — среднеазиатская овчарка. Было ему примерно 2 месяца.

Лагерь геологов с собакой на Южных склонах Гиссарского хребета, на границу с Таджикистаном
Лагерь геологов, Узана еще щенок. У дерева канистры с виноградным вином

В лагере у нас ни собак, ни кошек не было. А жизнь не раз показывала, как тяжело геологам в экспедиции без охранника и спутника. Взяли собаку с собой. К тому же у нас на базе детей несколько человек было — им на радость.

Лагерь

Когда выезжали работать в Среднюю Азию, специально выбирали опорный лагерь в жилом, хорошем месте. У нас он располагался в Паландаре, Китабский район — это 20-30 км сплошных садов: виноградники, орешники и прочее сумасшедшее разнообразие. Лагерь был у нас несколько лет подряд на том же месте.

Наш лагерь с высоты 4 км, Узбекистан, Гиссарский хребет
Наш лагерь с высоты 4 км

Мы выбрали единственный зеленый островок, где рос ивняк и давал сплошную тень. Там и поставили палаточный лагерь. Деревья все перевитые спелым виноградом, можно было объедаться. Назывался «Убежавший виноград», он никому не принадлежал. Самая вкусная экспедиция — никогда в жизни, ни до, ни после, не ел столько винограда и не пил виноградного вина. Лагерь не случайно поставили в 250 метрах от входа на колхозный винный завод.

К слову, когда приехала моя жена в самый разгар виноградного сезона, она за 3 дня на винограде поправилась на 5 кг, хотя по комплекции — тростиночка.

В эти места и приезжали работать геологи с семьями с ранней весны до ноября. Оставляли женщин с детьми в лагере — работы на всех хватало: оформительская, измерительная, карты рисовать и прочее. Детей на весь лагерь было пятеро, они тоже в меру своих сил и познаний помогали взрослым. С ними оставляли пару крепких мужчин из нашего отряда для охраны от местных, кои неравнодушно косились на наших жен и выжидали случая, чтобы украсть или просто воспользоваться… И Узанка в дальнейшем помогала охранять наши семьи.

Мужики уходили пешком на участки, где на авто не проехать. Иногда и на вертолетах нас доставляли до места. Обычно получалось 2-3 отряда «бегающих» и 1 отряд «сидящих» на базе.

геологическая экспедиция на Гиссарский хребет в Узбекистан
В ожидании вертолета, я слева с Узанкой

Все дети были невероятно счастливы появлению собаки в лагере, не оставляли ее в покое ни на минуту — валили на спину, чесали пузико, тискали. Одним словом всячески проявляли свою любовь, не спрашивая мнения у нового четвероногого друга. Она, бедная, убегала от них обычно в мою палатку под кровать, и там пряталась от чрезмерного внимания к своей персоне.

Палаточный лагерь геологов в Узбекистане
Наш палаточный лагерь под ивами. Вот под эти палатки Узанка пряталась, так как дети ее сильно доставали своим чрезмерным вниманием. Вставали утром и сразу же искали ее.

Служба

Долго не могли придумать имя щенку, в итоге назвал я ее Узана — из Узбекистана. Собака быстро прижилась в лагере и вскоре начала нести верную службу. От природы у нее имелись отличные охранные качества, хотя никто ее не обучал. Кто бы не проходил мимо лагеря из посторонних — она сразу подавала голос. Особенно ночью.

Верный спутник

Потом я начал брать Узану с собой в не сложные маршруты. Давал отдохнуть любимице детворы, чтобы они ее не замучили. Собака с удовольствием меня сопровождала.

Узбекистан, Сариасийский район, Южные склоны Гиссарского хребета, горный водопад
Красота природы Узбекистана

Первое время я не всегда хотел забирать ее из лагеря, боясь, что ей не осилить маршрут. Однажды даже привязал ее и попросил друзей, как уйду подальше — отвязать собакевича. Но только они это сделали, как Узанка понеслась по моим следам, хотя я уже отошел к тому времени за 5-7 км. И причем забавная животинка знает, что я ругать ее буду, так как дал команду «Ждать». Крадется на расстоянии примерно 400-метров от меня и прячется. Я увидал ее «Ну-ка иди сюда», и только тогда она подбежала с виноватым видом. Отругал ее: «Домой сейчас же! Лагерь охранять!» Хвост поджала, посеменила нехотя назад.

Сариасийский район на Южные склоны Гиссарского хребета, на границу с Таджикистаном. Красота природы и горная река
Горные реки Гиссарского хребта

Но уже в октябре, в возрасте примерно 6 месяцев, она самостоятельно преодолевала бурные горные реки. Я сам переберусь и показываю ей рукой на тот камень, куда можно перепрыгнуть. Она прыгает и смотрит дальше на меня… На другой камень указываю — прыгает, и так далее. Когда камней не хватало она делала резкий прыжок с места как можно дальше и быстро-быстро гребла лапами, чтобы переплыть бурный поток.

Сариасийский район на Южные склоны Гиссарского хребета, на границу с Таджикистаном. Красота природы и горная река
Бурные горные речки

В следующие года она уже без моей указки пересекала речки, в основном вплавь. Смотрит, куда течение, прыгает в воду в нужном направлении, быстро лапами молотит и выплывает куда надо.

Так Узана стала моим верным спутником во всех пешеходных горных маршрутах.

Красота природы Узбекистана. Сариасийский район, Южные склоны Гиссарского хребета
Сложные маршруты геологов проходили по таким каменистым склонам, собаке нелегко было их преодолевать.

Охранник

Но и в самом лагере Узана была незаменимым помощником. Собака очень не любила местных жителей — может они издевались над ней в детстве, кто знает… Она не выносила их «крестьянский» запах. У нас крестьяне пахнут коровами, курами, навозом и т.д. В Узбекистане — овцами. И их безошибочно узнаешь по определенному овечьему аромату. А узбекские крестьяне очень грубо обращаются с собаками — легко могут пнуть ногой в живот, даже если питомец подошел за лаской.

Лагерь геологов а Узбекистане на Южных склонах Гиссарского хребета
Я с дынями в базовом лагере

Некоторые местные жители были нечисты на руку. Иногда, заходя по какой-то надобности в наш лагерь, пытались что-то по мелочи украсть — банку тушенки, пакет сахара что-то из вещей и т.д. Узана, прямо предвидела их действия, и всегда вовремя хватала за руку воришек. И вот что она делала.

Как только местный появлялся в нашем лагере, она тут же к нему подходила и начинала рычать не открывая пасти, постоянно его сопровождая. Сидит человек за столом — а она под столом караулит, чтобы он ничего не взял. Как только «гость» что-то брал из лагерных вещей или провизии, собака его хватала за руку и, хоть и не прокусывала, но держала крепко, пока кто-то из членов экспедиции не подходил. И надо сказать, местные ее боялись. Воровство в лагере прекратилось сразу.

К животным, которые слабее их, местные относились отвратительно, что мне очень не нравилось. Собака добрая, смотрит преданным взглядом, любит глазами, хвостом и всем телом, а он подойдет, и как в живот ее ударит… Вот такое отношение не раз наблюдал в кишлаках.

Лагерь от тропы стоял метров в 30-ти. И в дальнейшем благодаря собаке, ни один незнакомый человек мужского пола от тропы дальше 5-ти метров отойти не мог. Некоторые пытались в нее камень кинуть, но Узана стояла на тропе к лагерю как скала. «Ты сюда не пройдешь!» Однако при этом женщин узбечек к нам пропускала. Но тех, кто в лагере нехорошо себя вел, она запоминала и следила особо пристально.

Красивое горное озеро Айгыркуль в Узбекистане
Озеро Айгыркуль, высота 3100 метров. Озеро — святое место, где местные жители собираются на пикники, творят молитвы. Приезжают сюда на ишаках целыми семьями на несколько дней. Мы неделю стояли на озере. Глубина озера 30-40 метров, вода холодная, но можно купаться. Озеро кажется небольшим, но на самом деле примерно 300 на 300 метров.
Красивое горное озеро Айгыркуль в Узбекистане с высоты
Горное озеро Айгыркуль с высоты

Пастух

Однажды нам предложили за Узанку двух баранов, что по местным меркам было чуть ли не расточительством.

Рядом с нашим лагерем проходила отара овец с пастухом и пастушьими собаками. Природный дух взыграл в нашем питомце, и Узанка подключилась помогать собакам собирать овец в стадо. Пастух посмотрел и говорит: «Мои лоботрясы вчетвером делают это гораздо дольше, чем ваша Узанка одна. Отдай мне такую работящую собаку, вам-то она все равно не нужна, куда вы ее после отъезда денете? 2 барана на нее отдам!»

В горах на высоте 3,5 км Гиссарский хребет. Тут нашли следы динозавров, о чем даже в журнале напечатали. На песчанике было видно по следам, что шел большой динозавр (палец передний - 70 см), а рядом - маленький (25 см палец).
В горах на высоте 3,5 км Гиссарский хребет. Тут нашли следы динозавров, о чем даже в журнале напечатали. На песчанике было видно по следам, что шел большой динозавр (палец передний — 70 см), а рядом — маленький (25 см палец).

Город

Когда возвращались на зиму домой в Ленинград, Узану всегда брали с собой. Увозили свое и лагерное имущество на платформе — 2 человека сопровождения и собака вместе с ними. Во время остановок гуляли с ней, держа на веревочке. Жена моя с сыном мечтали о собаке и были очень рады идее взять питомца хотя бы на зиму.

Жили мы на 18-й линии Васильевского острова. Хоть и привыкла собака к раздолью, но и в городе она вела себя изумительно. Даже моя мама, которая к собакам была равнодушна, очень полюбила Узану. Вечерами, смотря телевизор, использовала животное, как теплую грелку для ног. А та, довольная, время от времени, облизывала ей пальцы ног.

Чаще всего гуляла с собакой моя мама. Но вечерами выгуливал по набережной я ее сам. Когда весной стригли липы, почки у них очень сладкие, все собаки их жевали. Благодаря Узанке я узнал, что липовые почки действительно очень вкусные, и к тому же невероятно полезные.

Однажды мама гуляла с собакой, а навстречу шли двое выпивох и случайно задели женщину. Узана на них сразу напустилась, им пришлось долго объяснять рассерженному зверю, что они не хотели никого трогать. А зверь-то вырос уже немалых размеров, крепкий и здоровый, около 60-ти см в холке.

Но собака была не только отменных охранных качеств, но еще и очень послушная. В городе я позволял ей убегать на 200 метров от меня без поводка. Но иногда становилось страшно — вдруг на дорогу выскочит, Васильевский остров — это не Гиссарский хребет… Но стоило мне только крикнуть издалека «Сидеть», как она садилась и ждала, когда я подойду.

Собаку еще в экспедиции воспитали так, что когда все едят за столом, она должна отходить подальше. В городской квартире, где не развернуться и не отойти, Узанка «спиной лежала». Лежит, отвернувшись от стола, но извернувшись так, что взгляд с нас не спускает. По команде «от стола» она отходила за угол кухни, и там замирала. Видно было только, как ходит ее кончик носа. Это было забавное зрелище.

Однажды к нам в гости пришла женщина, которая с нами ездила в Узбекистан в составе экспедиции. Собака ее узнала, очень обрадовалась встрече — хвостом виляла и радостно прыгала. Моя жена ей что-то сшила и попросила поставить утюг на плиту, чтобы разгладить обновку. (Раньше утюги не электрические были, а тяжелые и на плите нагревались). Гостья пошла выполнять просьбу, а Узанка ее цап за руку и держит, не отпускает. «Хоть я тебя помню и люблю, но утюги хозяйские не воруй!». Вспомнила, как лагерь охраняла.

За изюм она могла мать родную продать. То, что она родилась и выросла на виноградниках, сказалось на ее вкусовых пристрастиях. Виноград в любом виде она обожала.

Собака-нянька

Очень эффективно Узанка будила сына в школу. Когда он не хотел вставать, она забиралась под одеяло к ребенку и тыкала носом куда дотягивалась. Если это не помогало, она просто стягивала одеяло.

Ребята во дворе очень любили нашу собаку, и она отвечала им взаимностью. Зимой снегу навалило, сугробы никто не убирал. И специально кто-то из детворы приходил к нам и просил «Пустите Узанку погулять!» Ее всегда отпускали. Дети делали в сугробе для нее пещеры, она часами кувыркалась с ними в снегу. Видать, сказывалось то, что она выросла среди детей — никогда их не обидит.

Все родители были в восторге от такой четвероногой няньки. Ни один пьяный и близко не мог подойти к детям во дворе — пьяных она очень не любила. Если кто-то незнакомый приближался, она его просто не пропускала.

Однажды был такой случай. 1 мая пошел я в магазин на 19-линии ВО, привязал собаку к трубе у входа. Выхожу и вижу такую сцену: Узана, уже к тому времени здоровенное животное, сидит и ждет меня. Мимо проходит мамочка с малышом в коляске и трехлетним пацаном. Мальчишка подбегает к моей Узанке и ее за уши — ЦАП!.. Все замерли — что же дальше будет… А собака, спокойная такая, как лизнет ребенка в нос. На что малыш тоже нашелся как ответить: он ее точно так же в нос лизнул — дал сдачи! Все долго хохотали. Собака очень детей любила.

Пропажа

Узана - собака, помогающая геологам

Прожила Узана у нас всего чуть больше трех лет, но умнее собаки я до сих пор в жизни не встречал, хотя и заводили мы их неоднократно. Геологам в экспедициях без охранника тяжело.

На четвертый год, когда возвращались из Узбекистана в Ленинград, она отстала от поезда. Везли мы ее, как обычно, на железнодорожной платформе вместе с оборудованием, двумя машинами и двумя сопровождающими. Меня не было на той платформе, мне пришлось самолетом вылетать.

Где-то в Казахстане была довольно длительная стоянка, и собаку пошли выгуливать. Только отпустили с поводка, Узанка радостная, встретив своих сородичей, заигралась с ними и убежала далеко. Состав неожиданно тронулся раньше времени. Докричаться до собаки было невозможно, пришлось уехать без нее. Так мне рассказали те люди, кто сопровождал платформу.

Собака была замечательна, и у многих она оставила самые теплые воспоминания.

Лебедев Анатолий Константинович, только для zveroblog.ru

Если у вас есть увлекательные истории о питомцах, рассказы о домашних животных, то вы можете поделиться ими в комментариях или прислать на почту helly-f@yandex.ru. И не забудьте подписаться на обновления нашего сайта, чтобы не пропустить много интересных тем.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*